Из опыта работы


Тема урока: Внутренние воды Смоленской области.

Форма урока:
                        - урок изучение нового материала в форме заочного путешествия
                          по внутренним водам Смоленской области на основе ИКТ
                          (презентации).

Цели урока:     1. - учащиеся должны:
                          знать: классификацию внутренних вод области, питание и происхождение рек и озёр, особенности формирования и территориальную дифференциацию болот, подземные воды области.
                          уметь: характеризовать главные речные системы и их бассейны; озёра и их типы, показывать их на карте и наносить на контурную карту.
                          2. -  воспитывать у учащихся:
                           чувство любви к родной природе, бережного отношения к ней.
                          3. – формирование и развитие навыков:
                           самостоятельной работы с учебником, картой, дополнительной справочной литературой, умение работать индивидуально, в парах, коллективно.

Оборудование урока:
                           учебник, справочник «Смоленская область», настенная физическая карта Смоленской области, атлас по географии Смоленской области, контурная карта Смоленской области.

Подготовка к уроку:
                           - к уроку учитель готовит:
                             1. - презентацию «Внутренние воды Смоленской области» (прилагается);
                             2. – дневник путешественника (прилагается);
                             3. – стихотворения: «Ледник здесь в древности седой …», «Озеро Сапшо».

Ход урока
   
1.Организационный момент (2 мин.)

   - Учитель сообщает учащимся тему урока. Говорит, что урок носит несколько необычный характер. Это будет заочное путешествие по водным объектам Смоленской области. Путешествие совершим с помощью презентации «Внутренние воды Смоленской области». Как любой путешественник мы будем вести дневники, где по ходу путешествия будем делать записи. (Учитель представляет учащимся дневник путешественника, говорит, что оценивание работы каждого учащегося будет происходить на основе его записей в дневнике).

2.Целеполагание

   Учитель: «Собираясь в путешествие по внутренним водам Смоленской области, как Вы думаете, ребята:
   -  Какие цели мы должны поставить перед собой?
   -  Что нам необходимо взять с собой в дорогу?».
   (В ходе фронтальной беседы с классом, учащиеся выдвигают  цели путешествия (цели урока), а также предлагают взять в путешествие необходимое оборудование.)

3.Подготовка к путешествию. (Повторение ранее изученного материала).

   Повторение уже известного учащимся материала по географии:
   - Что такое внутренние воды?, их виды и классификация. Как вы думаете, ребята, какие внутренние воды есть у нас в Смоленской области?
   (Учащиеся заполняют в дневнике путешественника схему «Внутренние воды», выделяют внутренние воды Смоленской области.)

4.Изучение нового материала. (Путешествие).

4.1. -1-ый маршрут путешествия «Реки Смоленской области».
   - Общая характеристика рек Смоленской области. Самостоятельная работа учащихся в парах со справочником «Смоленская область», атласом и контурной картой.
   -  Краткое сообщение ученика «Реки Смоленской области» у доски с использованием карты.
   - Демонстрация учителем слайдов презентации по первому маршруту «Реки Смоленской области» с краткой характеристикой отдельных рек.

4.2. - 2-ой маршрут путешествия «Озера Смоленской области».
   - Общая характеристика озер Смоленской области. Самостоятельная работа учащихся в парах со справочником «Смоленская область», атласом и контурной картой.
   -  Краткое сообщение ученика «Озера Смоленской области» у доски с использованием карты.
   - Демонстрация учителем слайдов презентации по второму маршруту «Озера Смоленской области» с краткой характеристикой отдельных озер. В ходе демонстрации учитель и учащиеся читают стихотворения «Ледник здесь в древности седой …», «Озеро Сапшо».

4.3. - 3-ий маршрут путешествия «Болота Смоленской области».
   - Общая характеристика болот Смоленской области. Самостоятельная работа учащихся в парах со справочником «Смоленская область», атласом и контурной картой.
   -  Краткое сообщение ученика «Болота Смоленской области» у доски с использованием карты.
   - Демонстрация учителем слайдов презентации по третьему маршруту «Болота Смоленской области» с краткой характеристикой болот.

4.4. - 4-ый маршрут путешествия «Водохранилища Смоленской области».
   - Демонстрация учителем слайдов презентации по четвертому маршруту «Водохранилища Смоленской области» с краткой характеристикой отдельных водохранилищ.

4.5. - 5-ый маршрут путешествия «Пруды Смоленской области».
   - Краткий рассказ учителя с элементами беседы с демонстрацией слайдов презентации по пятому маршруту «Пруды Смоленской области». Особо выделить пруд на реке Прожеда в д. Жарынь.

4.6. - Значение внутренних вод.
   - По данному вопросу проводится фронтальная беседа с классом. Демонстрируются слайды презентации.

4.7. - Охрана внутренних вод, правила поведения на водных объектах.
   - Краткая фронтальная беседа с классом по охране внутренних вод и необходимости соблюдения правил поведения на водных объектах.
   - Учитель предлагает учащимся разработать свои правила поведения человека на водных объектах и записать их в дневник путешественника.

5. Закрепление.

   - Учитель предлагает написать учащимся синквейн на тему «Мои знания и впечатления после заочного путешествия по внутренним водам Смоленщины». Предлагает некоторым учащимся зачитать свои сочинения.

6. Подведение итогов урок, задание на дом.

   - Учитель оценивает деятельность класса в целом, выделяет наиболее активных учащихся, благодарит всех за совместную слаженную работу, задает домашнее задание:
   - учебник гл. 4, стр. 46 – 55.    
   - нанести на контурную карту 10-15 наиболее запомнившихся водных объектов Смоленской области,
   - дооформить дневник путешественника.



Комментариев нет:

Отправить комментарий